Нравственное развитие личности представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач воспитания человека.
Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его нравственное воспитание и развитие.
Нравственное развитие - это:
целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Основой нравственного развития является мораль.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.
Цель нравственного воспитания дошкольников - формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Все эти качества можно развить через экологическое воспитание. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе человека, а тем более маленького ребенка, она своей яркостью воздействует на все его чувства.
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. В.А. Сухомлинский придавал огромное значение влиянию природы на развитие и формирование личности ребенка. При этом педагог подчеркивал, что сама природа не воспитывает, а воспитывает активное воздействие с ней.
Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, родному краю, желание беречь и выращивать растения, воспитывать в детских сердцах доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому- это наша важнейшая задача. Решить ее можно лишь в том случае, если дети будут обладать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать и понимать окружающий мир.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются такие нравственные качества как:
отзывчивость - готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам других, связана с эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать;
гуманность - уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и реализуется в содействии, оказании практической помощи;
бережность - осторожность по отношению к объектам природы, забота о них;
бережливость — способность экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия деятельности;
рациональность - способность разумно и научно обоснованно планировать имеющиеся природные ресурсы и материалы, деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности;
осознанность - отношение к природе на основе понимания природных закономерностей;
ответственность - высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.
Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, создаются условия для каждого ребёнка любить и беречь, окружающий мир и достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.
Поэтому необходимо как можно активнее привлекать родителей к воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания в разных формах: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы. Также совместное посещение разнообразных экологических акций, экскурсий. Организовывать конкурсы и выставки экологической направленности.
Экологическая, а так же нравственная проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Формируя гуманное отношение к природе, главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Пройдя по ссылке , /cvc/3/konsultacijad.docx Вы можете познакомиться с консультацией «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста». |