Заглядывая в будущее, мы хотим воспитывать в наших детях чувство ответственности перед всем живым, что живёт, растёт, и дышит на нашей
планете Земля.
Первая младшая группа определила для себя цель - воспитание осознанного, правильного отношения детей к природе, формирование у них основ экологического сознания, учили детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Уголок природы в группе служил украшением и местом для саморазвития детей. На удобной полочке находились книги и иллюстрации животных и растений, игрушки диких и домашних животных, насекомых. Малыши учились ухаживать за растениями: поливали, рыхлили, опрыскивали, протирали листочки. С интересом наблюдали за ростом и развитием растений: появлением почек, а потом и листьев на ветке, поставленной в воду; посадке и выращивании лука.
Дети наблюдали за деревьями, кустами на участке дошкольного учреждения, за растениями, животными, птицами, за ветром, дождем, тучами. Ежедневно наблюдали за погодой, ее явлениями и сезонными изменениями. С детьми проведены :
- беседы: «Зачем нужна вода?», «Что нужно растениям?», «Где живет и чем питается?»; - дидактические игры: «Найди такой же листок», «Чей малыш?», «Кто в домике живет», «Угадай по описанию», «Кто, что ест». Складывали пазлы «Домашние и дикие животные». Воспитатели Тарасюк Т.П. и Евсеева Е.В. создали условия для работы по ознакомлению детей с природой и привлекали родителей к воспитанию экологической культуры поведения у детей.
Воспитатели второй младшей группы Боровик Л.В. и Покаместова Л.И. в течение этого времени с ребятами провели комплексное занятие «Берегите Землю», беседы «Что такое природа?» «Как ухаживать за растениями», знакомили с художественной литературой на экологическую тему. С большим увлечением дети играли в настольные игры «Живая природа», «Эти забавные животные», «Кто чем питается», «Зоологическое лото».
И, несмотря на то, что пока дошколята помогают лишь малым: не мусорят на территории МДОУ, не рвут цветы, подкармливают птиц зимой, их уже сегодня с уверенностью можно назвать настоящими защитниками природы.
Экологические знания наши дети получали не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, в совместном труде с педагогами на четырех возрастных участках, проведения экспериментальной деятельности и опытов, занятий изобразительной деятельностью, в играх и при решении экологических задач, во время ухода за растениями в цветниках и в уголке природы:
-Наблюдения во время прогулки:
-знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада, наблюдения за объектами неживой ( солнце, облака, ветер, дождь, тучи и т.п.) и живой природы ( растения, животные)
-ежедневные наблюдения за погодой, за её явлениями и сезонными изменениями
-Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, потешек. произведения В. Сутеева «Яблонька», «Кто сказал « мяу»?», «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом» и др.;«Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый» С.Я Маршак, И. Токмакова, «Галка» Е. Трутнева; потешки: «Водичка водичка», «Солнышко-вёдрышко», закличка: «Пришла весна-вёснушка!».
-Провели наблюдения и эксперименты: «Зачем нужна вода?», «Берегите воду», «Что нужно растениям?», «Как деревья просыпаются?», «Где живёт и чем питается?», « Зелёные друзья», «Домик для птиц», познавательный рассказ «Гусеница», «Капелька», «Птицы прилетели».
-Дидактические игры: «Собери букет», «Чей малыш?», « Кто в домике живёт?, «Чьи следы?», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Угадай на вкус», «Чей домик?», лото «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения», Д/и «Ходят капельки по кругу» Цель: ознакомление детей о круговороте воды в природе была закреплена аппликацией «Веселая тучка» (фото)
-Подвижные игры: «Беги к дереву (берёза, клён)», «Птицы в гнёздах», «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Плыви, плыви кораблик»;
-Наблюдение за ростом и развитием растений, научились делать выводы какие условия нужны для их комфортного пребывания в нашем уголке («Значение света для растений», «Зачем растениям вода?», увидели появление почек, а впоследствии и листьев на ветке, поставленной в воду , прорастание семян фасоли, посадка лука и наблюдение за его ростом.
-Убирали участок от мусора, сухих и сломанных ветром веток, сучков; сбор сухих листьев, травы, цветов с клумб, семян, природного материала для поделок, изготовили простейшие поделки из природного материала.
-Так же были выпущены экологические плакаты совместно с детьми и родителями «Берегите воду», «Берегите Землю».
-Родителям для ознакомления были предоставлены памятки и проведены беседы, консультации.
Воспитатели средней группы Кошелева Д.Н. и Глушко Я.Ю.. на протяжении двухмесячника с ребятами провели: занятие «Волшебная весна», беседы « Весна», «Приметы весны», знакомили с художественной литературой на экологическую тему, играли в настольные игры «Знатоки природы» «Когда это бывает», «Путешествие капельки». «Цветы».
Экологические знания воспитанники средней группы получали:
-во время наблюдений на прогулках;
-при чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, потешек. произведений В.Бианки «Весенняя хитрость», Н.Носов «Карасики», Я.Аким « Наша планета», сказка О.Капицы «Гуси лебеди», А.Пушкин «Золотая рыбка» К.Ф. Юон «Ранняя весна»; потешки «Весна красная», «Ласточка-ласточка», «Весна где была»; закличка «Весна-красна приходи!»;
- наблюдая и открытия, удивительный период для познания природы, окружающего мира и экспериментов: «Свойства воды», «Растения и свет», «Прорастет или нет»(семена), «Плавучесть предметов». Познавательный рассказ: «Почему у земли платье зелёное», «Как тучка была в пустыне»;
-принимая участие в дидактических играх: «Где, что зреет», « Цветочный магазин»,»Что где растёт», «Живая, неживая природа», «Отгадай что за растение», «Что это за птица», «Бывает, не бывает». Лото «Фрукты, овощи», «Цветы»;
-организуя подвижные игры: «Гуси-лебеди», « У медведя во бору», «Охотники и утки», «Мышеловка» «Сова и мыши», «Солнышко и дождик»;
-наблюдения за ростом и развитием растений, учились делать выводы, какие условия нужны для их комфортного пребывания в нашем уголке («Зачем растениям вода», «Значение света для растений»), увидели появление почек, а в последствии и листьев на ветке поставленной в воду, прорастание семян фасоли, посадка лука и наблюдение за его ростом;
-проводя уборку игровой участок от мусора, сухих и сломанных ветром веток, сучков; сбор сухих листьев, травы, цветов с клумб, семян, природного материала для поделок, изготовление простейших поделок из природного материала.
Также большая работа проводилась и с родителями наших воспитанников: консультации, беседы, конкурсы.
Воспитатели старшей группы Вагина Ю.С. и Туева Ю.В. проводили большую работу по экологическому воспитанию детей:
- беседы «Правила поведения на природе», «Мусор Земле не к лицу». «Красная книга – сигнал опасности»;
- познавательные занятия: «Земля – наш общий дом», «Наш дом – природа»;
- выставку плакатов: «Земля цвети!», «Вторая жизнь мусора», «Не будь свиньей, убери за собой!»;
- трудовую деятельность в уголке природы, на участке;
- чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия», пословиц, поговорок;
- дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, такие как «Ходят капельки по кругу», «Живое-неживое»;
- провели викторину «Птицы – наши друзья»;
- оформили выставку детского творчества «Необычная красота из обычных отходов»;
- проводили наблюдения за животным и растительным миром, за трудом взрослых;
- организовали просмотр короткометражного фильма «Самая лучшая планета в Галактике».
На прогулке дети наблюдали за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода. изменения в жизни растений и животных. труд людей). Организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость, с водой, плавающие игрушки. Именно на прогулке дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовались разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растет», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «Загадки о животных, растениях», на определение деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т.д.). Дети очень любили играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность. На прогулке сеяли семена цветов, высаживали лилии.
Играя, воспитанники познавали многоликий мир природы, учились общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывало переживание ребят и не могло не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.
Предметно-развивающую среду педагоги старались слать максимально насыщенной, доступной и безопасной для обучающихся.
Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомил обучающихся с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь они наблюдали за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике, за ветками деревьев в вазе ( февраль-март), за пробуждениями мать-и-мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).Также дети играли в настольные игры. Интересными для ребят были игры с мозаикой, связанные с выполнением творческих заданий. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.
Очень тесно велась работу по экологическому воспитанию с семьями воспитанников. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы использовали традиционные формы, консультации, беседы « Экологическое воспитание в семье», «Прогулка весной». Так же проводились конкурсы детских работ, поделок. Дети старались привлечь родителей к совместной деятельности.
Изготовление плаката детьми второй младшей группы "Берегите Землю!"
Посадка цветов детьми старшей группы с воспитателем Вагиной Юлией Сергеевной.
|